С Ненасильственным Общением (ННО) я познакомилась в 2010м году на семинаре Олега Матвеева, и влюбилась в этот простой и красивый способ стать более человечной.
Помню, как взахлеб читала книгу, потом в Индии посещала мастер-класс то ли англичан, то ли американцев, в 2019и посетила цикл занятий по ННО в Киеве.
С самой первой встречи с этим подходом мне захотелось, чтобы как можно больше людей узнало об этом подходе.
…Применять в жизни целиком не сильно удавалось, но местами я прямо радовалась. Например, когда в метро удавалось не возмутиться тому, что меня толкнула недовольная женщина, а постараться ее понять, почувствовать – что с ней, вдруг ей плохо на самом деле? И оказывалось, что и правда, не очень. Из вагона она вышла, хромая и держась за спину. Правда, когда вечером того же дня я этот случай рассказала в театре плейбек, где делают постановки из зрительских историй, его обшутили-обсмеяли. Как будто я впала в жертву и готова терпеть то, что мне не нравится. Но это не так. Суть совсем в другом.
?
Итак, что такое Ненасильственное Общение?
Метод Ненасильственного Общения, ННО (или Ненасильственной Коммуникации — ННК) был разработан американским психологом Маршаллом Розенбергом в 1960х годах. В детстве он был впечатлен тем, как жестоко разрешались конфликты в его родном районе Детройта, и мечтал о способах общения, в которых будет меньше насилия. При этом Розенберг верил, что люди по природе хорошие и склонны к сопереживанию — проблема лишь в том, что они неправильно строят общение, делая друг другу и самим себе больно. Отчасти, причиной этого являются слова и конструкции, которые мы используем. В них зашито немало токсичных паттернов из прошлого.
Вдохновленный философией ненасилия Махатмы Ганди и клиент-ориентированной терапией Карла Роджерса, Маршалл разработал простой и эффективный подход к построению общения.
?Цель ННО — создавать и поддерживать такое качество отношений, когда потребности всех удовлетворены.
Для этого предлагается постоянно заботиться о себе и своих потребностях, а в диалоге с людьми избегать оценок и критики, зато обращать внимание на факты, свои чувства и чувства, потребности оппонента.
Другими словами, заменить привычную стратегию мышления и поведения в конфликтных ситуациях с #реактивной (ответ на раздражитель) на #сочувственную, эмпатичную, и при этом осознанную – основанную на четком понимании того, что мы чувствуем и чего хотим.
МаршаллРозенберг пишет:
«Когда ННО заменяет наши прежние паттерны защиты, отстранения или агрессии в момент осуждения или критики, мы начинаем по-иному воспринимать себя и других, а также наши намерения и отношения.
Сопротивление, защита и агрессивные реакции сводятся к минимуму.
Когда мы сосредоточены на выяснении того, что мы видим, чувствуем и хотим, а не на навешивании ярлыков и оценке, мы обнаруживаем, насколько велико наше чувство сопереживания. Через чуткое восприятие себя и других ННО способствует развитию уважения, внимания и сочувствия, порождает взаимное желание общаться от всего сердца».
Коментарі